воскресенье, 5 января 2014 г.

Басни зависти

Басни завистиДо чем басня стала самостоятельным литературным жанром, она прошла в своём развитии стадии поучительного примера иначе притчи, же затем фольклорную. Через древнейшей стадии сохранились лишь чета образца. Это пресловутый Одиссея (Od. XIV, 457—506) и две притчи, которыми обмениваются Тевкр также Менелай в течение «Аянте» Софокла (ст. 1142—1158). Достаточно вспомнить басни зависти.



Сложившуюся форму устной басни, соответствующую второму периоду развития жанра, мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. Это — знаменитая сказка относительно соловье равно ястребе («Труды и дни», 202—212), обращённая к жестоким равно несправедливым властителям. В ТЕЧЕНИЕ притче Гесиода я уже встречаем всегда признаки басенного жанра: животных-персонажей, деяние вне времени равным образом пространства, сентенциозную наука в течение устах ястреба. Следовательно басни зависти имеет никак не последнее смысл



Греческая искусство VII—VI вв. Перед н. Э. Известна лишь на скудных отрывках; некоторые с этих отрывков отдельными образами перекликаются от известными после басенными сюжетами. Это позволяет утверждать, который основные басенные сюжеты классического репертуара уже сложились для этому времени на народном творчестве. В одном из своих стихотворений Архилох (отр. 88— 95 Б) упоминает «притчу» о книга, только лису обидел орёл да был наказан по это богами; в другом стихотворении (отр. 81—83 Б) он рассказывает «притчу» касательно лисе равно обезьяне. Стесихору Аристотель приписывает выступление перед гражданами Гимеры с басней о коне и олене применительно к угрозе тирании Фаларида («Риторика», II, 20, 1393b). «Карийскую притчу» касательно рыбаке и осьминоге, сообразно свидетельству Диогениана, использовали Симонид Кеосский и Тимокреонт. Довольно отчётливо выступает басенная форма также на анонимном сколии касательно змее равным образом раке, приводимом у Афинея (XV, 695а).



Греческая литература классического периода уже опирается на вполне сложившуюся традицию устной басни. Геродот ввёл басню на историографию: около него Кир поучает чересчур поздно подчинившихся ионян «басней» (logos) относительно рыбаке-флейтисте (I, 141). Эсхил пользовался басней в трагедии: сохранился отрывок, излагающий «славную ливийскую басню» (logos) относительный орле, поражённом стрелой с орлиными перьями. Хотя басни зависти, что упоминался ранее. ОКОЛО Аристофана Писфетер в разговоре начиная с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа насчет жаворонке, похоронившем отца в собственной голове («Птицы», 471—476) и относительно лисице, обиженной орлом («Птицы», 651—653), же Тригей ссылается для басню в разъяснение своего полёта в навозном жуке («Мир», 129—130), однако вся заключительная пакет комедии «Осы» построена на обыгрывании несвоевременно применяемых Филоклеоном басен.



Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность (отр. 224 D.); близки для этому жанру Продик в своей знаменитой аллегории касательно Геракле на дорога (Ксенофонт, «Воспоминания в рассуждении Сократе», II, 1) и Протагор в течение своей басне (mythos) касательно сотворении человека (Платон, «Протагор», 320 из сл.); Антисфен ссылается для басню об львах равно зайцах (Аристотель, «Политика», III, 8, 1284а, 15); его ученик Диоген сочиняет диалоги «Леопард» и «Галка» (Диог. Лаэрт., VI, 80). Сократ у Ксенофонта рассказывает басню об собаке да овцах («Воспоминания», II, 7, 13—14), у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» (mythos) лисица больному льву насчет следах, ведущих на его пещеру («Алкивиад I», 123а), равно даже самопроизвольно сочиняет в течение воспроизведение Эзопу басню в рассуждении книга, вроде природа неразрывно связала страдание почти наслаждением («Федон», 60с). Платон даже утверждает, что Сократ, отроду нуль никак не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни («Федон», 60с) — сказка явный апокрифический, только с охотой принятый на веру потомками (Плутарх, «Как подслушивать поэтов», 16 из; Диог. Лаэрт., II, 42). РАВНЫМ ОБРАЗОМ басни зависти, вдруг русский разновидность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий